Адвокат НПЦ
Назад

Закон о вреде курения

Опубликовано: 29.03.2020
Время на чтение: 7 мин
0
0

О чём гласит закон

Он был принят в середине 2013 года, однако некоторые положения вводились в действие постепенно, значительно позже. Так, с 1 января 2014 г. вступила в силу ст. 13, в которой определяются розничные цены на табак (максимальные и минимальные), а также говорится об увеличении налогов и повышении акцизов на этого рода продукцию.

Помимо определения мест, где курение строго запрещено, Закон содержит ряд важных положений и ограничений, касающихся:

  • спонсорства табака;
  • стимулирования продажи такой продукции;
  • реализации сигарет посредством киосков;
  • продажи товаров, являющихся имитацией табачной продукции;
  • рекламы сигарет;
  • демонстрации процесса курения в телепрограммах, кинокартинах, театральных представлениях и пр.

Что понимается под общественным местом

Федеральный антитабачный закон накладывает запрет на курение в общественных местах. Но в то же время он не содержит понятия о последнем. Более того, действующим законодательством не закреплен указанный термин и в иных нормативно-правовых актах государства.

Анализ правовой базы, буквальное толкование норм статей, в частности Административного кодекса Российской Федерации, позволяют выделить следующие характеристики, присущие местам общественного пользования:

  • не имеют ограничений доступа для граждан;
  • предназначены для частого единовременного посещения неопределенным кругом лиц;
  • доступны для массового скопления граждан;
  • не относятся к частной собственности.

Таким образом, к общественным местам можно отнести объекты недвижимости (как капитальные, так и временные), всевозможные площадки, пространства и территории.

Где разрешено курить

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курить запрещено в местах скопления людей, то есть в общественных местах. Законодатель относит к местам, свободным от курения:

  1. Помещения и территории учреждений, оказывающих образовательные и спортивные услуги (стадионы, школы и т. д.), медицинскую помощь (санатории, поликлиники и т.д.).
  2. Помещения государственных служб и учреждений, оказывающих услуги социального характера.
  3. Помещения общего пользования многоквартирных жилых домов, в том числе подъезды, лифты.
  4. Все виды транспорта, осуществляющие общественную перевозку населения.
  5. zapret na kurenie v poezdeПлатформы электропоездов.
  6. Детские площадки.
  7. Места, отведенные для пляжного отдыха.
  8. Автозаправки и их помещения.
  9. Торговые объекты (магазины, рынки и т. д.).
  10. Места общественного питания и бытовых услуг (кафе, столовые, рестораны, прачечные и т. д.).
  11. Объекты недвижимости (как капитальные, так и нет), предоставляющие услуги по временному проживанию населения (гостиницы, отели).
  12. Площадки и территории, расположенные менее чем в 15 метрах от входов (выходов) в транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, морские и речные порты, подземные станции метрополитена).
  13.  Рабочие зоны на предприятиях и в офисных помещениях.

Согласно действующему законодательству, мест, разрешенных для курения, значительно меньше, чем запрещенных. Потребление табака без нарушения требований закона допустимо:

  • на территориях и в местах, относящихся к частной собственности и предназначенных для единоличного пользования гражданином и членами его семьи (свой автомобиль, квартира, в том числе балкон либо лоджия собственной жилплощади, комнаты в общежитиях, гаражи, дачи и тому подобное);
  • в специально отведенных и оборудованных системой вентиляции комнатами для курения в офисных зданиях, на предприятиях, а также в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов;
  • Gde razresheno kuritв специально обозначенных местах для курения на открытом воздухе в местах, относящихся к совместной собственности многоквартирных домов и на территориях рабочих зон предприятий;
  • на расстоянии более 15 метров от зоны транспортных узлов, от входов (выходов) станций метрополитена, аэропортов, вокзалов.

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 30.12.2015 N 456-ФЗ, от 26.04.2016 N 115-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 27.12.2019 N 512-ФЗ)

ПринятГосударственной Думой12 февраля 2013 года

Предлагаем ознакомиться  Можно ли признать приватизацию недействительной

ОдобренСоветом Федерации20 февраля 2013 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

O chYom glasit zakon

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами.

В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции.(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Предлагаем ознакомиться  Сколько процентов от зарплаты составляет аванс

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

Ответственность за нарушение закона

Если заядлый курильщик, игнорируя запрет на потребление табачных изделий в общественных местах, поддался пагубной привычке, к нему могут быть применены меры административного воздействия.

«Дымящим» в неположенных местах гражданами выписывается административный штраф. Для виновного физического лица его размер варьируется от 500 до 3000 рублей. А вот организацию-виновника ждут куда более внушительные санкции. Размер штрафа начинается от 100 000 рублей, максимальный размер может доходить до 150 000 рублей.

Предлагаем ознакомиться  Кто главный в муниципальной квартире

Однако к административной ответственности любителей табака могут привлекать не только сотрудники полиции:

  • члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют соответствующие полномочия в случае выявления факта вовлечения детей и подростков в процесс курения;
  • наложить штраф на нарушителей закона могут должностные лица Роспотребнадзора и Государственной противопожарной службы (МЧС), если виновные лица курили в помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • участковый уполномоченный полиции и иные ее сотрудники, представители Роспотребнадзора, МЧС, вправе наказать нарушителей за потребление табачной продукции на детских площадках и примыкающих к ним территориях.

Размер штрафа за нарушение требований закона зависит от совокупности отягчающих либо смягчающих обстоятельств, непосредственно влияющих на тяжесть наказания:

  1. Важен субъект правонарушения: физические лица заплатят максимальный штраф, равный 3000 рублям, с юридических взыщут 150 000 рублей.
  2. Имеет значение место совершения правонарушения. Так, законодатель особо строг, если курильщик застигнут на детской площадке и жертвами его негативной привычки явились малолетние дети. Если в иных общественных местах курение облагается штрафом от 500 до 1500 рублей, то за эти же действия на территории игровой площадки придется распрощаться с суммой от 2000 до 3000 рублей. Причем курильщик будет привлечен к административному штрафу даже в том случае, если во время курения на детской площадке никого, кроме него самого, не было.
  3. Важно, имелось ли вовлечение в процесс курения лиц, не достигших совершеннолетия. Под этим действием могут пониматься и предложение несовершеннолетнему закурить, и некая пропаганда вредной привычки, и покупка табачных изделий для юного лица. В этих случаях неизбежен штраф в размере от 1000 до 2000 рублей.
  4. Важно, имело ли место вовлечение в процесс курения несовершеннолетних самими родителями либо законными представителями ребенка. Законодатель применяет более весомое наказание и устанавливает размер взыскания в отношении безответственных родителей от 2000 до 3000 рублей.

Если на руках у нарушителя имеется должным образом оформленное постановление, то уплатить штраф, можно несколькими способами:

  1. Через кассу банка.
  2. Провести оплату, воспользовавшись банкоматом.
  3. Воспользоваться личным кабинетом Сбербанка.
  4. При помощи мобильного приложения ФССП.
  5. Перечислить при помощи смартфона.
  6. Обратиться к услугам электронных платежных систем.

Действующее законодательство позволяет нарушителю антитабачного закона уплатить всего ½ размера назначенного штрафа в случае перечисления денег в течение 60 суток со дня соответствующего постановления.

Если лицо, признанное виновным, проигнорирует обязанность по уплате штрафа, взыскание будет осуществлено в принудительном порядке с привлечением службы судебных приставов.

Для начала лицу, привлеченному к административной ответственности за курение в неположенном месте, следует получить достоверную информацию о возможных исполнительных производствах, открытых в отношении него. Узнать эту информацию можно на портале государственных услуг. Для этого необходимо зарегистрироваться там, перейти на сайт ФСПП и сделать запрос.

Безответственное отношение к штрафу приведет к тому, что в отношении курильщика-нарушителя будут применены иные меры ответственности. Так, гражданин может ежемесячно лишаться части своей заработной платы, постепенно внося сумму штрафа и пеню, либо обнаружить, что на принадлежащее ему имущество наложен арест.

Неприятным сюрпризом станет и невозможность выезда за рубеж, так как к должнику может быть применено временное ограничение на пересечение границ Российской Федерации. Следует помнить, что лояльное отношение государства к должникам не безгранично, поэтому гораздо дешевле и менее хлопотно уплатить наложенный штраф вовремя.

Заключение

Нормы Федерального закона № 15-ФЗ затрагивают интересы большей части населения государства. Курят в России 44 миллиона взрослых, плюс очень многие подвержены ежедневному пассивному вдыханию дыма.

Сдвинуть с мертвой точки это могут жесткие ограничительные меры в отношении табакокурения, пресекающие незаконные действия как юридических, так и физических лиц. Однако самым действенным, без сомнения, является ответственное отношение курильщиков к своему здоровью и благополучию окружающих людей.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector