Адвокат НПЦ
Назад

Закон о конкурсных торгах

Опубликовано: 27.02.2020
Время на чтение: 22 мин
0
5

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

До 1 октября действовала последняя редакция 2018 годас изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, именно по ней проводились закупки почти весь 2019 год — до октября. Теперь работает последняя редакция 2019 года и до начала 2020 года правила не поменяются.

В полной версии 44-ФЗ “О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

Федеральные законодательные акты, регулирующие муниципальные торги

Прежде чем начать рассматривать основополагающие законодательные акты и нормативные документы, регулирующие область проведения муниципальных торгов, следует для начала узнать, с чего началось формирование правовой базы проведения муниципальных конкурсов, торгов и аукционов. Первым законодательным актом, который был принят для регулирования сферы муниципальных торгов и закупок, было Постановление Совета Министров № 558 от 21 октября 1991 года, имевшее название «О материально техническом обеспечении нужд народного хозяйства».

Здесь впервые в новой истории России  были заложены правовые нормы, определяющие порядок того, как и каким образом осуществляются поставки товаров и услуг для публичных органов власти местного уровня, установлены правила проведения публичных конкурсов для закупки продукции для государственных и местных нужд.

Информационный портал по торгам

Следующим этапом формирования правовой базы муниципальных торгов является Указ Президента РФ «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» от 7 августа 1992 г. № 826 и изданное в соответствии с ним Постановление Правительства РФ «О Реализации Указа Президента РФ “О мерах по формированию Федеральной контрактной системы”» от 10 августа 1992 года.

Эти законы и указы можно считать первыми нормативными правовыми актами, которые регламентировали процедуру производства государственных и муниципальных закупок в посткоммунистической России.

Следующим важным нормативным документом был принятый в 1999 г. и вступивший в силу Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Его основной посыл состоял в том, что закон регулирует отношения, которые возникают в ходе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд между организатором торгов и участником.

Следующим нормативным актом, который имеет силу до сегодняшнего дня, является  Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (21 июля 2005 года).

Закон о конкурсных торгах

До апреля 2013 г. данный правовой акт выступал основным законодательным актом РФ, который регулировал гражданско-правовые, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

С января 2014 г. начал действовать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим, вся система государственных закупок была преобразована в федеральную контрактную систему, которая регулирует процесс определения государственных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.

Также здесь стоит упомянуть и другой закон о торгах муниципальным имуществом, регулирующий сферу государственных и муниципальных закупок. Это Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2012 года.

Общим для всех участников торгов, использующих 223-ФЗ и 94-ФЗ, является обязанность прописать единые правила проведения торгов, опубликовав извещения о проведении торгов и выбора победителя на официальном интернет-сайте, открыть для широкого круга предпринимателей планы закупок. Другими словами, закон о муниципальных торгах призван обеспечить гласность при организации и проведении торга. При нарушении этого пункта закона устанавливается административная ответственность в отношении заказчика.

Кроме этих специально посвященных теме муниципальных торгов нормативных актов, также следует принять во внимание и положения Конституции РФ (статьи 8,12,34, 130, 132). Там установлено, что к компетенции государства относится сфера регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Причем, здесь указано, что такое регулирование может осуществляться и на уровне субъектов федерации.

Отдельно следует отметить и федеральный закон № 131 « Об общих принципах организации самоуправления», где указано, что муниципалитеты в виде их законодательных и исполнительных органов власти, имеют право использовать форму конкурсных торгов и закупок.

Региональное законодательство пот торгам

Кроме всех этих перечисленных законодательных актов федерального уровня, регулирующих прямо или косвенно муниципальные торги, также некоторые отдельные формы муниципальных конкурсов регулируются и нормами Гражданского Кодекса, Земельного Кодекса, Лесного Кодекса, Водного Кодекса и др. Чтобы у читателей сложилось конкретное представление о том, как на практике применяются те или иные нормативные акты по проведению торгов на муниципальном уровне, имеет смысл рассмотреть часто встречающиеся случаи применения таких законодательных положений.

Несомненно, торги, где реализуется муниципальное имущество, представляет больший интерес для предпринимателей, так как на таких торгах можно приобрести неплохое имущество для начала или расширения своего бизнеса.

Эту область муниципальных торгов регулируют не только выше перечисленные правовые акты, но и имеется и своя нормативно правовая база. В качестве основы выступает ФЗ о муниципальных торгах «О защите конкуренции» от 02.07.2008 года.

Этот закон о торгах муниципального имущества устанавливает особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения таких договоров. Также сюда относится и приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года № 732, регламентирующий порядок проведения муниципальных торгов и аукционов.

В частности, этими законами установлено, что:

  1. организатором аукциона на продажу может выступать федеральное или муниципальное унитарное предприятие, либо иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальные торги

  1. При проведении аукциона на продажу, его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Информация о проведении аукциона на продажу размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Предлагаем ознакомиться  Сколько процентов от зарплаты составляет аванс

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словамидля новичков.

Закон о государственных и муниципальных торгах в электронной форме

Современное состояние сферы муниципальных торгов и закупок можно охарактеризовать, как стремление к использованию новейших технических средств, упрощающие не только процедуру проведения аукциона по типу биржевых торгов, но и создающие открытость их проведения. А это, несомненно, является важным шагом для минимизации коррупционных сделок.

Этим законом установлен весь порядок и ход проведения электронных аукционов и муниципальных торгов.

В частности, определяются такие существенные параметры, как:

  • заявки на участие в электронном аукционе вправе подавать только те лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке.
  • При проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, но только в денежной форме на счет оператора электронной площадки в банке. Для того чтобы оператор мог открыть в банке счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, банк должен отвечать требованиям финансовой устойчивости, установленным Правительством РФ, а также он должен быть включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.
  • Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 ФЗ-44). Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Особенность процедуры проведения электронного аукциона проявляется и в требованиях к аукционной документации. Например, устанавливается, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Обязательное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В общем смысле, № 44 ФЗ муниципальные торги, по которому проводятся в электронной форме, внес значительные положительные изменения в методику проведения муниципальных торгов через торговые площадки:

  • Во-первых, им установлен ответственный орган за определение порядка и условий отбора операторов электронных площадок – Правительство РФ. В дальнейшем также будет определен орган, устанавливающий единые требования к функционированию площадок, — федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
  • Во-вторых, сократился минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона при цене контракта (лота) свыше трех миллионов рублей с 20 до 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Сократился также с 6 до 3 дней (с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона) срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (ч. 5 ст. 69 ФЗ-44).

Основные положения ФЗ № 44 в таблице

С учетом специфики территориального расположения муниципалитетов в России (особенно тех, что за Уралом), этот нормативный акт дает возможность даже самым отдаленным муниципальным образованиям принять участие в конкурсных торгах. Это торги на поставку оборудования или размещение заказа для обеспечения муниципальных нужд. Не говоря уже о том, что появился реальный путь для того, чтобы эффективно управлять имущественным комплексом муниципального поселения.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Правое регулирование торгов муниципальными землями

Муниципальная земля, пожалуй, тот единственный  ресурс, который дает возможность существовать и развиваться многим муниципалитетам в России. При этом спрос на земельные участки, как в границах поселений, так и земель сельхозназначения, постоянно растет и это также предоставляет возможность местным властям получить существенный доход в свои не совсем богатые бюджеты.

Закон о конкурсных торгах

По общему правилу согласно ч. 1 ст. 39.3 и ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ продажа и передача в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. При этом были установлены исключения.

В случае если имеется основание для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное ч. 2 ст. 393 и ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ соответственно, то уполномоченный орган обязан предоставить земельный участок без проведения торгов.

После внесения изменений в Земельный кодекс РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 года, органам местного самоуправления поселений, городских поселений и городских округов были переданы полномочия по организации торгов в форме аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в их муниципальной собственности.

Что касается самой процедуры проведения аукциона по продаже или передаче земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, проводится по правилам, определенным статьями 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ. Статья 39.13 Земельного кодекса РФ в настоящее время является недействующей, т.к. не принят федеральный закон о порядке проведения аукциона в электронной форме, предусмотренный п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ.

Именно поэтому в настоящее время все аукционы по предоставлению земельных участков проводятся, в так называемой «молотковой форме», с регистрацией участников аукциона и их присутствием, как лично, так и через представителя, на проводимом аукционе в открытой форме.

Согласно п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом (администрацией муниципального образования), в том числе, по заявлениям граждан или юридических лиц.

Специалист по муниципальным закупкам

Также закон по муниципальным торгам землей определяет и порядок подачи заявления на  участие в аукционе по продаже или аренде муниципальных земель, состав документов необходимых для того, чтобы стать полноправным участником. А также приведены основания, по которым участие в конкурсе может быть отклонено или об отмене торгов.

Предлагаем ознакомиться  Закон о шуме в квартире 2019 года: когда можно и когда нельзя будет шуметь || До скольки нельзя шуметь по закону

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Закон о конкурсных торгах

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Официальный сайт ЕИС

Пример частного объявления тендерного специалиста на «Профи-ру»

Подробная инструкция по регистрации на ЕИС

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит:

  • предмет договора — это описание объекта закупкипо 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения.  В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Главная страница GZEX

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Следует отметить, что приведенные основные нормативные документы, регулирующие муниципальные торги и закупки, практически полностью охватывают эту область управления отношений между муниципалитетами и другими субъектами права.

Тем не менее, имеется еще немало направлений, по которым нет достаточно проработанного законодательства по регулированию торгов, касающихся ,например, продажи лесных или водных угодий муниципалитетов, объектов интеллектуальной собственности (например, использование в торговых марках названий городов и поселков). Все это еще только предстоит сделать, как законодателям федерального  уровня, так и местным органам власти и самоуправления в будущем.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Кто может быть участником тендера

Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.

В этом аукционе на поставку молочной продукции для детского сада ИП обошел компанию
В этом аукционе на поставку молочной продукции для детского сада ИП обошел компанию

Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.

Чтобы найти контакты исполнителя по закупке 44-ФЗ, нужно перейти в карточку контракта

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Предлагаем ознакомиться  Служебная записка о поощрении работника: как написать, образцы служебных записок на премирование – Бесплатные юридические консультации

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупкипо всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Контакты публикуются в информации о поставщиках

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчикпринимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

В общих сведениях о закупке всегда можно найти информацию, в какие сроки нужно подать заявку

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС. Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Что такое тендеры и какие они бывают

Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.

Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.

Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.

Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.

В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.

При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».

По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.

Как вести бизнес без штрафов

Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.

В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.

В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.

По способу закупок тоже несколько вариантов.

Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.

Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.

Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.

Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.

У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.

Больница ищет поставщика канцтоваров и проводит аукцион
Больница ищет поставщика канцтоваров и проводит аукцион

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector