Адвокат НПЦ
Назад

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Опубликовано: 18.04.2020
Время на чтение: 7 мин
0
10

Сроки рассмотрения

В юридических кругах и средствах СМИ часто поднимается вопрос о большой загруженности сотрудников ФССП и слабой мотивации к работе. Растет число случаев недобросовестного выполнения приставами своих обязанностей и допущение ошибок.

От подобного положения страдают обе стороны исполнительного производства.

Бездействие или превышение полномочий должностного лица приводит к тому, что требование взыскателя не удовлетворяется, права должника нарушаются (например, наложен арест на карту, куда перечисляются алименты).

Изменять ситуацию, защищать интересы можно и нужно. Одним из способов это сделать является подача жалобы на пристава.

Чтобы понимать, когда обжалование действия или бездействия госслужащего имеют законные основания нужно изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие работу.

ФЗ 118, в котором определены:

  • требования к кандидатуре сотрудника ССП;
  • права;
  • обязанности;
  • полномочия;
  • ситуации, в которых допускается применение физической силы, оружия, специальных средств;
  • гарантии социальной, правовой защиты должностных лиц.

ФЗ 229 описывает порядок исполнения приставом обязанностей, границы допустимых мер, действий, применяемых в ходе исполнительного производства.

  • гарантии защиты лиц, принимающих участие в производстве (взыскатель, должник и иные заинтересованные граждане);
  • указание, где можно обжаловать работу пристава.

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Глава 18 полностью посвящена жалобе. Описаны требования к оформлению, порядку, срокам подачи, рассмотрения и принятия решения.

Время рассмотрения жалобы зависит от того кому она предназначалась.

Если рассматривает ФССП

Срок принятия решения на претензию, поданную в порядке подчиненности, составляет 10 дней со дня получения органом ССП. При этом нужно учесть один момент.

Закон не требует приобщать к жалобе документы, подтверждающие допущенные нарушения. Вышестоящее должностное лицо вправе самостоятельно затребовать у пристава нужную информацию. На это может потребоваться дополнительное время. В результате срок рассмотрения увеличится. По закону не более чем на 10 дней. Поэтому желательно, сразу приложить необходимый пакет документов.

По результатам изучения заявления выносится постановление, которое должно быть исполнено в десятидневный срок.

Копия решения, принятого по жалобе, должна быть отправлена заявителю в течение трех дней (127 ФЗ 229).

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Срок рассмотрения претензии, отправленной в ФССП по почте или посредством интернет-сообщения, составляет 33 дня.

В течение трех суток с момента получения жалобы Управление делопроизводства проводит централизованную регистрацию (внутренняя инструкция № 682 от 10.10.2010).

30 дней занимает работа с обращением (12 № 59-ФЗ). При необходимости срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявитель будет дополнительно извещен.

Если рассматривает суд

Суд рассматривает жалобу и выносит определение в десятидневный срок.

На его решение можно подать апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию. Время для обжалования составляет один месяц со дня вступления в силу документа.

Поданная в суд претензия приостанавливает ход дела.

Если рассматривает прокуратура

Предлагаем ознакомиться  Кассационная жалоба по статье 228

Надзорный орган ФССП осуществляет проверку в тридцатидневный срок. В ряде случаев время разбора претензии может быть продлено еще на 30 дней.

Срок ответа пристава на заявление (ходатайства)

Большая часть заявлений, поступающих от должников и взыскателей относятся к категории ходатайств. Порядок их рассмотрения регулируется ст.64.1 Закона.

  • Для рассмотрения ходатайства у сотрудников ФССП России имеется 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться с момента передачи ходатайства для рассмотрения, кроме того еще 3 дня дается для передачи ходатайства надлежащему лицу для рассмотрения.

По этим правилам рассматриваются, например, заявления об установлении временных ограничений на выезд за пределы РФ, об ограничении пользования специальным правом, об исправлении описок в вынесенных документах и иные заявления, касающиеся процедуры принудительного исполнения.

Пример 1

Для ряда заявлений в исполнительном производстве установлены специальные сроки для рассмотрения. К ним относятся следующие виды заявлений:

  • о приостановлении исполнительного производства или его прекращении (рассматривается в течение 3 дней, кроме того, 1 день дается на регистрацию заявления и передачу его судебному приставу);
  • об отложении исполнительных действий (рассматривается в течение 1 дня, еще 1 день дается на регистрацию и передачу уполномоченному лицу.);
  • о розыске должника и/или его имущества (подлежит рассмотрению в течение 3 дней);
  • об отводе судебного пристава (предельный срок рассмотрения – 3 дня);
  • об аресте имущества (решение принимается в течение 1 дня).

В соответствии с нормами ФЗ №229-ФЗ результат рассмотрения ходатайства облекается в форму постановления. Это может быть как постановление об удовлетворении ходатайства, так и постановление об отказе в его удовлетворении. Вне зависимости от результата рассмотрения, он доводится до сведения заинтересованных лиц путем направления копии постановления.

Обращения, поступающие в ФССП России и ее территориальные органы, и не относящиеся к категории ходатайств и жалоб, рассматриваемых по правилам главы 18 Закона, подлежат рассмотрению по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

  • В соответствии со ст.12 указанного закона, письменные  обращения рассматриваются в срок 30 дней.

Причем в это время включаются все дни, в том числе и нерабочие. Ч.2 данной статьи предусматривает возможность продления месячного срока, но не более чем на 30 суток.

Пример 2

Если текст обращения содержит какое-либо ходатайство, то оно должно быть рассмотрено за 10 дней(в некоторых случаях раньше), вне зависимости от конечной даты рассмотрения самого обращения.

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Пример 3

Не редки случаи игнорирования должностными лицами органа принудительного исполнения заявлений и обращений граждан. Если приставы не отвечают на запрос, жалобу, не рассматривают ходатайство, их бездействие можно оспорить. Обжалование осуществляется в соответствии с должностной иерархией в порядке подчинённости, либо в судебном порядке.

Если судебный пристав или иное должностное лицо ФССП России не отвечает на обращения, то можно пожаловаться и в органы Прокуратуры РФ. В этом случае, при выявлении нарушения, виновное лицо не только понудят рассмотреть обращение, но и могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ.

Предлагаем ознакомиться  Порядок увольнения работника во время испытательного срока || Не выдержал испытательный срок как уволить

Подводя итог, можно сделать вывод о сроках рассмотрения обращений в исполнительном производстве:

  • Ходатайства и заявления по вопросам принудительного исполнения – 10 дней с момента поступления лицу, уполномоченному его рассматривать. Предельный срок нахождения нерассмотренного обращения в подразделении судебных приставов – 13 дней. Для некоторых видов заявлений установлены специальные, более короткие сроки.
  • Жалобы в порядке подчиненности – 10 дней.
  • Иные обращения – 30 дней.

Основания для жалоб

Причин, по которым участники производства вправе обжаловать работу пристава, много.

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Частая — бездействие должностного лица.

Согласно ст. 36 п. 1 ФЗ 229 требование исполнительного документа реализуется за два месяца с момента возбуждения производства. На практике так происходит не всегда.

Если положенный срок проходит, но взыскатель не получает нужного результата — это повод к жалобе.

Юристы советуют заинтересованному лицу не терять время. На начальных этапах производства воспользоваться правом и ознакомиться с материалами дела. При выявлении халатности в работе пристава, затягивании исполнительных мероприятий, незамедлительно писать претензию в советующие инстанции.

Бездействием должностного лица можно считать ситуации, когда должник погасил долг, а ограничительные меры не были сняты (арест, запрет на выезд из страны).

По мнению руководителя ФССП России Аристова, которым он поделился, давая эксклюзивное интервью «Российской газете» в конце 2017 года, самыми распространенными причинами жалоб являются:

  • принудительное списание средств со счетов, предназначенных для получения социальных выплат (пособий, алиментов, взыскание которых недопустимо);
  • удержание денег в сумме больше положенного законом (неверно произведен расчет);

денежное взыскание не с должника, а с его полного тезки (гражданина, имеющего аналогичные Ф. И. О.). Человеку, с которого ошибочно списали чужой долг, приходится самостоятельно доказывать непричастность.

Обжаловать деятельность пристава можно:

  • у вышестоящего должностного лица ФССП, в порядке подчиненности;
  • в прокуратуре;
  • в суде.

В ФССП

Вышестоящему должностному лицу ССП претензия подается в порядке подчиненности (123 ФЗ). Изначально следует обратиться к старшему приставу, под началом которого находится сотрудник ССП, чья деятельность оспаривается. При отсутствии эффекта руководителю регионального отделения СПП (субъекта РФ), затем главному приставу страны.

Старшему приставу заявление подается на не утвержденное постановление. Не подписанное решение означает, что исполнитель действовал без ведома руководства.

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Если документ согласован, претензию направляют сразу главному приставу субъекта.

Практика показывает, что обращение к непосредственному начальнику исполнителя часто оказывается малоэффективным. Целесообразнее направлять жалобу, минуя руководство нарушителя.

Претензию спустят вниз, но ее рассмотрение возьмут под контроль. Это увеличит шанс устранения допущенных нарушений в наиболее короткий срок.

Как подать

На сегодняшний день имеется несколько вариантов подачи жалобы вышестоящему по должности лицу ФССП:

  1. Через госслужащего, чьи действия обжалуются, канцелярию органа или в руки старшего пристава на приеме. Личное обращение с претензией, по мнению самих сотрудников ССП, считается самым эффективным.

Важно! Жалобу нужно оформить в двойном экземпляре. Один, с отметкой о приеме (дата, входящий номер), остается у заявителя, второй в ССП.

  1. По почте с уведомлением о получении и описью вложений. Такой способ обращения более актуален, если жалоба направляется главе региональной службы или главному приставу страны.
  2. Посредством интернет-сообщения, оставив заявление на официальном сайте ФССП или портале Госуслуг. Это простой и удобный вариант, но на практике оказывается нерезультативным.
Предлагаем ознакомиться  Выплаты ЕСВ сотрудникам МВД в 2020 году

Вопрос рассматривается в судебном заседании. Уплата госпошлины при подаче заявления не требуется. Все судебные издержки, в случае положительного исхода, будут удержаны с пристава нарушителя.

Юристы считают, что обращение в суд, даже при желательном повороте, имеет минусы. В отличие от прокуратуры, суд только констатирует факт бездействия должностного лица и обязует устранить нарушения. Но при этом конкретные действия и срок совершения не устанавливает.

Плюсом является возможность предъявить приставу требование о возмещении морального вреда, в случае денежных потерь — материального ущерба.

В прокуратуру

Получив жалобу, сотрудник ведомства в течение 30 дней:

  • затребует материалы производства;
  • изучит, проверит правомерность действий пристава;
  • при обнаружении нарушений предпишет устранить их в установленный срок;
  • накажет виновника (дисциплинарное взыскание);
  • проделав необходимую работу, известит заявителя о предпринятых мерах и сделанных выводах.

Эксперты, занимающиеся вопросами юридических прав, советуют не ограничиваться жалобой в одну инстанцию, а использовать комплексный подход. Тогда вероятность нужного результата, будет выше.

Как правильно написать жалобу на действия судебного пристава

Жалоба, подаваемая в органы ССП, прокуратуру и суд имеет одинаковую структуру и содержание. Разница заключается в адресате, реквизитах и сути требований.

в прокуратуру — должна содержать просьбу проверить факт нарушения и наказать виновника;
в суд — признать незаконность действий пристава;
вышестоящему должностному лицу — привести работу чиновника в соответствии со служебными обязанностями.

Общие требование к оформлению указаны в ст. 124 ФЗ 229.

Почему могут отказать

Причины отказа в рассмотрении определены ст. 125 ФЗ 229.

Заявление вернут, движения по нему не будет, если:

  • обжалуется назначение денежного взыскания за отказ в установленный срок добровольно исполнить требование постановления;
  • выражено несогласие с заключением оценщика;
  • истек и не восстановлен срок подачи претензии;
  • суд уже принял решение по аналогичной претензии.

Жалоба должна быть написана в официально-деловом стиле, запрещено использовать нецензурные, оскорбительные слова.

Срок подачи претензии

Согласно ст. 122 ФЗ 229, бумага должна быть подана не позже 10 дней с момента:

  • вынесения обжалуемого постановления;
  • совершения действий, нарушающих права заявителя;
  • установления заинтересованным лицом факта бездействия, ущемляющего его интересы.

Распространено, когда о вынесенном постановлении, совершенных приставом действиях жалобщик узнает, уже впоследствии. Например, с зарплатного счета удержаны деньги, но соответствующее постановление об этом не было получено.

О взыскании заявитель узнал только при получении заработной платы. В этом случае, срок обращения начнет исчисляться со дня, когда стало известно о совершенном приставом действии.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector