Адвокат НПЦ
Назад

Должностные обязанности маркетолога

Опубликовано: 29.02.2020
Время на чтение: 8 мин
0
9

Назад в прошлое

Профессия маркетолог появилась в конце 19 века в Америке, когда там активно начала развиваться экономика и формироваться, так называемый, “средний класс”, для которого в массовом порядке начали производиться различные товары.

Именно для массового сбыта данной продукции и начали искать людей, которые бы смогли взять на себя такую обязанность. Так и появилась профессия маркетолога.

Интересно. Дисциплину маркетинга начали преподавать в 1901 году. Именно поэтому все маркетологи считают, что профессия зародилась именно так.

Но как говорят в Латвии, “То не совсем так”. Если говорить о более-менее серьезном подходе и о первом грамотном маркетологе, то тут лидирует Япония.

Ведь именно там в 1690-м году господин Мицуи открыл свой магазин, ассортимент которого был представлен, основываясь на спросе потребителей.

Должностные обязанности маркетолога

Кром того, господин Мицуи предоставлял на свой товар гарантию и с завидной регулярностью расширял ассортимент, основываясь на пожеланиях и опросах покупателей.

А вот в России должность маркетолога появилась гораздо позже и возможно именно поэтому у нас немного измененное отношение на его обязанности.

У нас эта профессия начала развиваться после распада СССР, однако ощутимый рост в такого рода специалистах начался только с 2000-х, когда прошли 90-е и начали расти доходы населения.

3 угла зрения

Сейчас, по прошествии почти 2-х десятков лет, функциональные обязанности наших русских специалистов по маркетингу решают те же задачи, что и у зарубежных коллег.

А именно, они занимаются деятельностью, главным результатом которой является стабильное развитие компании в конкурентной среде с учетом интересов потенциальных потребителей и самой компании.

Сложное описание профессии? Весьма. И на самом то деле в нем и кроется вся проблема и все непонимание того, в чем заключается работа маркетолога.

В идеале, функции маркетолога должны заключаться в одной довольно простой последовательности действий:

  1. Анализировать рынок;
  2. Изучать целевую аудиторию;
  3. Анализировать конкурентов;
  4. “Упаковывать” компанию;
  5. Улучшать товары и предложения;
  6. Взаимодействовать с людьми через способы продаж.

Можно развернуть весь этот список под другим углом, он для многих предпринимателей будет более понятен, и главное, более разумен с точки зрения бизнеса.

Но сразу предупреждаю, это не другие действия, это те же самые, просто сказанные иными словами:

  1. Привлечение клиентов;
  2. Удержание клиентов;
  3. Работа с клиентской базой;
  4. Возращение клиентов.

И даже после этого я не остановлюсь, и сделаю разворот на ещё несколько десятков градусов.

Чтобы показать Вам дополнительный взгляд на суть работы маркетолога. И снова НО, это тоже самое, что написано сверху, только в формате 6 вопросов:

  1. Как привлечь новых клиентов?
  2. Как продавать больше?
  3. Как продавать быстрее?
  4. Как продавать дороже?
  5. Как продавать дольше?
  6. Как продавать чаще?

Чтобы не разбирать каждый вопрос на десятки предложений, и тем самым не увеличить статью ещё на пару страниц, просто посмотрите видео ниже, где я рассказываю о них подробнее.

Открываю тайны

Весь секрет воплощения маркетинговых действий в жизнь заключается в двух моментах. Причём, их знают и соблюдают только крупные компании в силу наличия возможностей.

Предлагаем ознакомиться  Как делится наследство после смерти мужа между женой и детьми и процесс вступления в наследство

У малого бизнеса своя правда, и именно она мешает им получить заветные результаты, и не говорить, что все маркетологи – воры и мошенники.

Без Паники

Важно. Хороший маркетолог если не умеет, то знает, как всё работает.

Должностные обязанности маркетолога

Это значит, что он сможет легко найти хороших исполнителей и проконтролировать их работу.

Да, это увеличит Ваш заработный фонд, но я оправдаю это одной фразой: “Если Вы дадите маркетологу не профильную задачу, он больше потеряет денег, чем Вы заплатите доп. специалистам”.

Конечно, всё зависит от бюджета, если суммы маленькие и цена ошибки крошечная, то можно рискнуть.

Но может так получиться, что он всё испортит из-за мелкой ошибки и Вы преждевременно решите, что это канал рекламы для Вас не работает, и вообще у Вас плохой маркетолог.

Чтобы Вы с зафиксировали все варианты событий из каши смыслов, внизу я опишу Вашу задачу и исполнителя по ней.

Ведь одно дело знать описание профессии и какие основные обязанности маркетолога, и другое дело понимать, когда он нужен в компании, а когда стоит обойтись узко-направленными спецами, причём, либо в штате, либо на фрилансе.

  1. Привлечение клиентов из 1 канала рекламы маленький/средний бюджет – “УЗКИЙ” СПЕЦИАЛИСТ НА ФРИЛАНСЕ/АГЕНТСТВО
  2. Привлечение клиентов из 1 канала рекламы большой бюджет – “УЗКИЙ” СПЕЦИАЛИСТ В ШТАТ
  3. Привлечение клиентов из 5 каналов рекламы большой бюджет – МАРКЕТОЛОГ В ШТАТ “УЗКИЕ” СПЕЦИАЛИСТЫ В ШТАТ
  4. Привлечение клиентов из оффлайна маленький/средний бюджет – САМОСТОЯТЕЛЬНО
  5. Привлечение клиентов из оффлайна большой бюджет – МАРКЕТОЛОГ В ШТАТ
  6. Комплексная работа над компанией – МАРКЕТОЛОГ В ШТАТ

Нужен маркетинговый консалтинг?

Свяжитесь с нами для улучшения маркетинга
в Вашем бизнесе

Маркетинг, продажи
и персонал

Индивидуально
под Ваш бизнес

Опыт в Вашей
сфере


Узнать подробнее

не универсальный солдат

Я поступлю немного неправильно, но опишу список того, что должен уметь делать маркетолог средней руки в среднем малом бизнесе.

Так владельцы будут понимать, что входит в обязанности маркетолога и что просить от своего специалиста, или на что ориентироваться при найме нового.

Должностные обязанности маркетолога

А маркетологи смогут подтянуть свои знания, в том числе благодаря нашему блогу, в местах, где они проседают.

1. Понимать что такое маркетинг

Наверное, это один из важнейших критериев, по которому я выделю хорошего маркетолога. Умение создать крутую рекламу, которая неожиданно всем понравится – это не маркетинг. А вот понять, какую рекламу нужно сделать, чтобы она понравилась и уметь воплотить ее в жизнь – это уже маркетинг. Причём, довольно профессионального уровня.

2. Делать анализ

Что нужно знать ему в первую очередь? Он прежде всего должен уметь анализировать рынок в целом и текущую ситуацию на нём, а также компанию, в которой он работает (это важно!) и конкурентов.

И естественно, уметь делать анализ рекламы конкурентов (это еще важнее!). Если он умеет делать анализы из серии abc и xyz или по модели 5 сил Портера, то срочно берите такого специалиста в штат.

Предлагаем ознакомиться  Ответы на книгу жалоб и предложений

Это из разряда мастхев-знаний, когда речь заходит про ключевые навыки маркетолога.

3. Создавать стратегию

Не долгосрочную стратегию, это задача руководителя и его заместителей. Он должен уметь составлять маркетинговую стратегию, в перспективе хотя бы 6-12 месяцев.

Из серии: “Я все проанализировал. Вот теперь наше позиционирование, а вот идеи, которые мы будем воплощать в жизнь”.

4. Строить тактику

Если стратегия долгосрочна, то тактика – краткосрочные действия. Поэтому маркетолог должен подкреплять все свои идеи маркетинговым планом.

Где расписаны каналы привлечения клиентов и какой бюджет на это будет инвестироваться. Само собой, это подкрепляется медиа-планом или контент-планом.

5. Делать прогнозы через цифры

Маркетолог формирует результат действий не на ощущениях, а на конкретной измеримой гипотезе.

Из серии: если мы запустим таргетированную рекламу в Инстаграм, то при среднем чеке в 3500 рублей, и нашей конверсии в 11,5%, мы получим n-ое количество продаж. Следовательно ROI составит 217%.

6. Работать с аналитикой

Одно дело запустить всё, а другое дело оценить результат после. Для этого он должен работать с веб-аналитикой и несколькими эксель таблицами, где ведёт учёт результатов действий.

Это не единственные способы замера эффективности, вариантов масса, в том числе есть более продвинутые: коллтрекинг или сквозная аналитика.

Кстати. Если Вы хотите подключать коллтрекинг, то у меня для Вас подарок – подборка ТОПовых сервисов. Uiscom – 1 000 бонусов на счет (по коду 99129), Roistat – 5 000 руб. на счет (ко коду INSCALE), Callibri ( код 76C6IMERUQ), Mango-office.

7. Разбираться в офлайн рекламе

На Ваш вопрос: “Зачем?”. Отвечу сразу – она не умерла, а при правильном использовании очень даже хорошо привлекает клиентов и вообще дает потрясающие результаты.

Но ключевой момент – это разбираться в ней, знать какая дает эффект лучше, и какая будет лучше воздействовать на целевую аудиторию.

Должностные обязанности маркетолога

А заклеить весь город баннерами – это не разбираться. И это показывает сразу слабые стороны “специалиста”.

8. Разбираться в интернет-маркетинге

Необходимо. Прям очень необходимо. В последние 5 лет Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что бизнесы, которые его не используют, не выживут.

Хороший интернет маркетолог должен знать основы интернет-маркетинга и чувствовать его тренды.

Если компании необходимо ввести на сайте геймификацию или квиз-блок, интернет маркетолог должен знать, почему именно эти инструменты и как это обыграть.

9. Разбираться в социальных сетях

Если говорить о розничном бизнесе или услугах в B2C, то маркетолог просто обязан это делать.

Знать, где сидят клиенты компании и заниматься их развитием. Если же мы говорим о B2B, то тут немного другой разговор, так как не для всех сфер соц. сети являются инструментом. Поэтому для B2B тема остаётся индивидуальной.

10. Делать продающую рекламу

А это значит, что необходимо знать не только психологию людей, но и продающие принципы рекламы, например ODC.

ПРОВЕРКА МАРКЕТОЛОГА

У нас есть услуга – маркетинговый консалтинг. В рамках нее мы прорабатываем стратегию развития компания, как правило, на 3 ближайших месяца.

Предлагаем ознакомиться  Должен ли работник работать в день увольнения

Даем тактические задания с описанием внедрения и подробными прототипами всех рекламных материалов. От клиента остается только внедрение его маркетологом или собственноручно.

Только как выяснилось, у большинства маркетолога в штате нет, либо его сил не хватит. Поэтому в рамках работы мы помогаем найти такого специалиста.

На этот случай у нас есть подробная инструкция, но чтобы Вас не оставлять с пустыми руками, основы найма и понимание как найти хорошего маркетолога Вы можете прочитать в статье.

По теме: Как найти маркетолога: подробная инструкция.

А я отдельным списком напишу самое главное, что я уяснил за опыт удаленного подбора более чем 40 маркетологов – одних знаний маркетинга не достаточно.

В человеке должны быть определенные личные качества маркетолога, чтобы быть успешным в профессии.

Должностные обязанности маркетолога

И именно какими качествами личности он должен обладать, мы коротко обсудим, ведь это Вам не расскажут в других материалах.

1. Аналитический склад ума

Чтобы уметь сводить все анализы в единое целое и получать из них необходимые данные.

Если Вы думаете, что хорошему маркетологу это не нужно, то попробуйте свеcти abc и xyz анализ за 3 года на 1500 клиентов, чтобы найти того самого и на основании этого поменять всю стратегию развития компании.

К слову, это реальный случай в работе с нашим клиентом. Анализ занял чуть больше недели, а вот эффект, который мы получили, потряс даже нас.

2. Желание обучаться

Без этого никуда. Особенно, если маркетолог не узконаправленный. Он должен постоянно обучаться, слушать и посещать различные тренинги.

Причём, довольно долго я думал, что если специалист не платит за свое обучение, то обучение пройдет зря. Александр Фридман убедил меня, что это не так. Но на самом деле, кто платит за обучение – вопрос второй.

Главное желание. И если у маркетолога нет желания читать книги про маркетинг или изучать профильные рассылки, то долго он по специальности не проработает. Я бы даже сказал, что хороший маркетолог = постоянное обучение.

3. Желание творить

Я сейчас больше говорю про креатив в рекламе, а не профессию пиарщика. К слову, если Вы не различаете маркетинг и пиар, то очень советую ознакомиться с нашей статьей.

Коротко о главном

Маркетолог – это не просто определенный человек. Это больше образ, который собирается из разных кусочков пазла.

Здесь и понимание маркетинга, здесь у нас и аналитический склад ума, сюда прибавляется знания интернет-маркетинга и разработка стратегии. Этот список можно продолжать и продолжать.

Должностные обязанности маркетолога

Поэтому современный маркетолог – это профессия, которой необходимо учиться и делать это на постоянной основе.

Особенно, если мы говорим про интернет среду, в ней всё развивается настолько быстро, что мы у себя в агентстве в один момент поняли, что если бы не команда разных спецов, то мы бы уже давно отстали от рынка.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector