Адвокат НПЦ
Назад

Приватизация комнаты в общежитии

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 5 мин
0
5

Законодательная база, на которой основывается получение права собственности

Приватизация помещений регулируется рядом статей, составляющих Жилищный и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законом о приватизации № 1541-1. Бесплатная приватизация помещения возможна, если соблюдены следующие условия:

  • комната располагается в здании, которое признано муниципальной собственностью;
  • до передачи недвижимого имущества администрации города оно принадлежало государственному предприятию;
  • помещение имеет статус жилого;
  • здание не стоит на балансе в фонде специального назначения;
  • гражданин ранее не использовал свое право на бесплатную приватизацию.

Несоблюдение одного из условий сделает невозможным проведение процедуры.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

У жильца, претендующего на получение права собственности, должен быть ордер, подтверждающий, что комната передана ему на условиях социального найма. При отсутствии необходимого документа, следует обратиться за его получением к работникам районной администрации, имея при себе ордер о вселении.

Изначально общежития предназначались для совместного проживания работников, то есть одну комнату занимали сразу несколько человек. Многие работники сохранили «койкоместо» за собой и даже успели прописать на квадратные метры детей и супругов. Можно ли в этом случае претендовать на получение права собственности?

Жилищный кодекс гласит, что приватизации подлежат изолированные помещения. Комната подходит под данное определение. Однако претендентов на жилую площадь окажется несколько. Длительное отсутствие соседей и наличие у них другой жилплощади не дает возможность стать единоличным обладателем квадратных метров.

Когда процедура оформления собственности невозможна?

Поскольку общежитие, в котором расположена комната, относится к муниципальному жилищному фонду, гражданам предстоит обращение в уполномоченный местный орган. Как правило, таким органом выступает отдел по управлению муниципальным имуществом при местной администрации.

Процедура совершения приватизационных сделок с комнатами в общежитии состоит из следующих стадий:

  1. подготовительный этап – принятие решения об участии в программе приватизации; сбор и оформление необходимых документов, справок и форм;
  2. подача заявления и пакета документации в уполномоченный муниципальный орган;
  3. заключительный этап – получение приватизационного договора и обращение в отдел Росреестра для проведения регистрационных мероприятий.

Ключевое значение имеет первоначальный этап, на котором гражданам предстоит подтвердить свое право на переоформления жилья в собственность. Это происходит путем сбора обязательных документов, без которых в оформлении приватизационного договора будет отказано.

Состав документации, которую предстоит собрать нанимателям комнаты, определен нормами Закона № 1541-1 и Приказа Роскоммунхоза № 4. Граждане должны представить в уполномоченный муниципальный орган следующие бланки:

  • заполненную форму заявления, в которой нужно указать всех жильцов комнаты, имеющих право постоянного пользования и проживания;
  • общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого из участников приватизационной программы;
  • выписку из лицевого счета на жилое помещение;
  • справку о неучастии в приватизации на каждого из заявителей;
  • документ, подтверждающий проживание на условиях соцнайма (договор, распорядительный акт местных властей, судебное решение и т.д.);
  • техплан на жилое помещение;
  • справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам.

Все действия наниматели могут осуществлять лично либо через представителя. Если документы будет подавать представитель, наниматели должны выдать ему нотариальную доверенность.

Предлагаем ознакомиться  Дети рожденные в венчаном браке

Хотя в заявлении должны быть указаны все наниматели жилого помещения, для граждан существует возможность отказаться от участия в приватизационной программе в пользу других лиц. Для этого недостаточно просто подойти в муниципальный орган и написать заявление, отказникам предстоит обратиться в нотариальную контору для официального удостоверения бланка отказа. Этот документ будет составлен в присутствии заявителя, явка иных жильцов не обязательна.

Какие последствия повлечет выдача такого отказа? При отказе в пользу других лиц гражданин не приобретет право собственности на комнату в общежитии. Однако при этом сохранится право на участие в приватизационной программе для получения права собственности на другой жилой объект (например, в случае выделения другой квартиры из муниципального жилищного фонда).

При заполнении заявления в уполномоченный муниципальный орган указываются все наниматели комнаты. Одновременно вписываются все лица, которые приобретут право собственности, а нотариальное заявление об отказе прилагается к комплекту документов.

На стадии подготовки документов гражданам предстоит заказать техплан, в котором будут определены все характеристики комнаты – размер, границы помещения на этаже, степень благоустройства и т.д. Этот документ будет изготавливать профессиональный специалист – кадастровый инженер. Для оформления техплана инженеру представляется полный комплект документации на комнату, в том числе договор соцнайма. Срок изготовления техплана составляет до 10 дней, эта услуга является платной.

Техплан будет необходим не только для оформления приватизационного договора, но и для последующей постановки объекта на учет в кадастровых органах. Поэтому техплан представляется в муниципальный орган в виде оригинала, который будет возвращен вместе с договором о передаче квартиры в собственность граждан.

Могут ли гражданам отказать в реализации законного права на получение комнаты в собственность? Помимо общих оснований для отказа (например, выявление факта повторного участия в приватизационной программе), муниципальный орган может вернуть заявление по причине наличия у общежития статуса специализированного фонда.

Это может происходить, если при передаче общежитий из ведомственного подчинения надлежащим образом не оформлена документация в муниципальных органах власти. Чтобы избежать такой причины отказа, гражданам нужно заблаговременно получить договор соцнайма.

Приватизировать помещение, имеющее статус ведомственного или служебного жилья, почти невозможно, но здесь имеются исключения. Получить право собственности на комнату, если общежитие числится как студенческое и принадлежит образовательному учреждению, практически невозможно. Претензии на жилье в заводском или фабричном общежитии суд может удовлетворить, если работник проживал и был официально прописан по данному адресу более 10 лет, либо имеет такой же по продолжительности стаж работы на предприятии.

Регистрация

Заключительный этап процедуры – получение свидетельства государственного образца о праве собственности на квадратные метры. С этой целью факт приватизации жилого объекта регистрируется Росреестром. Пакет документов содержит те же бумаги, которыми сопровождалось исковое заявление в суд. Регистрация права сопровождается уплатой государственной пошлины. Подтверждающий чек прилагается к собранным документам.

Подать пакет бумаг можно через ближайшее отделение многофункционального центра. После оплаты пошлины и заполнения заявления, работник МФЦ выдаст расписку о принятии документов, а также талон, по номеру которого можно отследить статус обращения. После того, как обращение будет рассмотрено и просьба удовлетворена, на указанный номер телефона поступит сообщение о том, что свидетельство собственника готово к получению.

Предлагаем ознакомиться  Права и обязанности супругов возникают с момента

​По нормам Закона № 1541-1 максимальная продолжительность проверки документов, представленных жильцами комнаты в общежитии, не может превышать двух месяцев. За этот период должен быть оформлен приватизационный договор, который, помимо прочего, будет содержать информацию о выбранной форме собственности – индивидуальная (если собственность оформляется на одного владельца), либо совместная и долевая (если в состав собственников входит несколько лиц).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

После выдачи приватизационного договора граждане должны надлежащим образом зарегистрировать свое право собственности. Для этого нужно обратиться за регистрационными действиями одним из следующих способов:

  • путем подачи документов в отдел Росреестра;
  • путем обращения в Многофункциональный центр;
  • путем заполнения заявления на портале госуслуг (при таком варианте все равно потребуется лично подойти в МФЦ для получения зарегистрированных документов).

Регистрационные мероприятия занимают до 9 дней, причем обращение напрямую в службу Росреестра позволит сократить срок этой процедуры на два дня.

После внесения сведений в реестр ЕГРН комната будет признана зарегистрированным объектом недвижимости и получит уникальный кадастровый номер. В подтверждение регистрации граждане получат на руки выписку из реестра ЕГРН.

После завершения приватизационной сделки и регистрации права собственности, граждане смогут распоряжаться комнатой в общежитии, в том числе продавать ее третьим лицам, сдавать в аренду и т.д. При этом в составе общежития могут находиться комнаты, принадлежащие на праве частной собственности, либо помещения муниципального жилищного фонда.

Как приватизировать комнату через суд?

Хотя порядок перехода в собственность жилых помещений закреплен законодательно, на практике у будущих собственников нередко возникают трудности. Поводом к отказу может послужить то обстоятельство, что здание формально не было передано муниципалитету и находится на балансе организации. Нередко предприятие уже сменило форму собственности, став из государственного частным, но статус общежития за зданием сохранился.

Первое, что должен предпринять будущий владелец квадратных метров, это уточнение правового статуса здания. Нужные сведения содержит реестр муниципального имущества.

Далее необходимо обратиться к работникам администрации района или местных органов самоуправления, чтобы заключить договор социального найма. Именно этот документ станет основанием для инициации процедуры оформления собственности на жилое помещение. Если дом пока не передан в муниципальный фонд, приватизацию придется отложить до изменения обстоятельств.

Фактически, порядок приватизации комнаты в общежитии мало отличается от аналогичного процесса, касающегося обычной квартиры из муниципального фонда. Перечень необходимых бумаг выглядит следующим образом:

  • копии документов удостоверяющих личность (паспорт или свидетельство о рождении) для всех участников процедуры;
  • кадастровый и технический паспорт жилого помещения;
  • выписка из домовой книги (архивная);
  • сведения о состоянии лицевого счета;
  • договор социального найма;
  • согласие на приватизацию при совместном проживании;
  • справка об отсутствии у соискателя других бесплатно приватизированных жилых объектов (выписка из ЕГРН);
  • выписка из муниципального реестра о статусе здания, где располагается общежитие.

Лица, прописанные на жилой площади, но не желающие принимать участие в приватизации, должны оформить свой отказ нотариально.

Предлагаем ознакомиться  Как продать долю в квартире в 2020 г.

Приватизация комнаты в общежитии

Приватизацией жилого помещения гражданин может заниматься лично, или доверить проведение процедуры представителю, составив нотариальную доверенность. Заявление составляется в произвольной форме и адресуется органам местного самоуправления. Текст содержит:

  • личные и паспортные данные составителя;
  • ФИО будущих собственников;
  • краткую формулировку требования о приватизации комнаты и законное обоснование претензий;
  • адрес нахождения здания и статус жилого помещения;
  • перечень прилагаемых документов.

Несовершеннолетние граждане имеют право на долю наравне со взрослыми, при этом от имени недееспособных граждан выступают их родители. Опасаться, что ребенок использует право на бесплатную приватизацию не стоит. После совершеннолетия он получит еще одну возможность поучаствовать в процедуре оформления собственности без финансовых вложений.

Изолированное жилое помещение в общежитии, если оно предоставляется гражданину по договору социального найма, приравнивается по статусу к обычной квартире государственного или муниципального подчинения. Для таких недвижимых объектов процедура приватизации осуществляется по стандартной схеме. Однако не всегда оформление прав на комнату будущим собственником протекает гладко.

Первое, что необходимо сделать будущему собственнику, это получить письменный отказ в бесплатной приватизации от администрации района, где расположено здание общежития. Бумагу оформляют по всем правилам и прилагают в качестве доказательства к заявлению в суд.

Исковое требование может быть направлено на признание права собственности или понуждение органов муниципалитета к осуществлению приватизации указанного жилого помещения. Требования альтернативны и выбирая формулировку, следует руководствоваться сложившейся ситуацией.

Судебная практика по таким делам обнадеживает, поскольку большинство решений выноситься в пользу истцов. Если гражданин сочтет вынесенный вердикт неправомерным, его можно обжаловать в вышестоящих органах. Последней инстанцией, которая сможет повлиять на первоначальное решение, будет Верховный суд РФ.

Приватизация комнаты в общежитии

Получив положительное решение по вопросу передачи объекта в собственность, гражданину необходимо завершить процесс приватизации. С этой целью сначала следует обратиться в муниципалитет, работники которого обязаны заключить с жильцами договор о приватизации.

Сроки и стоимость приватизации

Стандартная процедура регистрации занимает до 3-х месяцев. При наличии договора о найме помещения, большая часть времени приходится на рассмотрение заявления местной администрацией. Сроки рассмотрения документов и принятия решения Росреестром строго регламентированы и ограничиваются месяцем. Продолжительность судебного разбирательства зависит от сложности вопроса и загруженности работников юстиции. Процесс может затянуться на 4-6 месяцев.

Приватизация жилья осуществляется бесплатно, но некоторые финансовые вложения потребуются. Стоимость нотариального оформления согласия других жильцов или отказ от права собственности определяется местными тарифами. В расходах необходимо учесть и государственные пошлины, которые придется оплатить при регистрации права собственности на жилой объект. Размер обязательного взноса в казну составит 2000 рублей.

Заключение

Российское законодательство четко регламентирует процедуру приватизации недвижимых объектов, включая комнаты в общежитиях. Однако не всегда получение вожделенного свидетельства о собственности гарантирует, что жильцы не окажутся на улице. Если выяснится, что процесс передачи здания проходил с нарушениями, приватизация будет признана незаконной.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector